Как все начиналось
На истоках развития российского девелопмента, застройщикам приходилось не сладко. Уровень инфляции был высок, банки не были готовы кредитовать масштабные проекты, катастрофически не хватало финансирования. Вполне естественным исходом этих проблем стало образование новой схемы, предполагающей привлечение в строительство средств будущих покупателей. Казалось, это было выгодно для всех. Сам застройщик мог, наконец, начать стройку с денег покупателей и продавать объекты сразу же, на старте строительства. Покупатель, при этом, получал хорошую цену на строящееся жилье, так называемую скидку за свои инвестиции. На самом же деле, покупатель, мягко говоря, рисковал своими «кровными», часто не осознавая этого. Время показало, что часто риски того не стоили – слишком много обманутых и разоренных граждан. Люди не получали жилье не только из-за недобросовестности застройщиков, но часто и из-за их неопытности, неумелого распределения средств между разными проектами, с последующей потерей. В 2004 году вышел закон о долевом строительстве, который предполагал контроль за всеми этапами стройки, исключал двойные продажи, гарантируя сохранность денег покупателей, так как их можно было получить только после выдачи разрешения на стройку. Случаев обмана стало куда меньше, но все еще много.Что мы имеем сейчас
Сегодня свыше 80% проектов реализуется, так или иначе, по долевому строительству. Обманутых дольщиков по-прежнему много – в среднем, около 150 тысяч в год. Это результат не только определенно рисковой модели соинвестирования, но и экономических проблем в стране, кризиса. Власти оценивают ситуацию европейского рынка с его более-менее стабильной экономической ситуацией. Там царствует классическая схема «купли-продажи», в рамках которой застройщик вкладывает львиную долю собственных средств, небольшую часть из банковского кредита, а продажами занимается уже после сдачи готового дома. Тут никаких рисков у покупателей нет. По всей видимости, российские власти стремятся именно к такой благополучной модели.Что будет после запрета долевого строительства
Стройки, как указано выше, будут финансироваться за счет банковского кредитования (не более 80% от общей стоимости проекта). Банк будет выступать в роли инвестора, дотошно проверяя репутацию застройщика и контролируя процесс строительства. Сейчас для этого подходящие условия – низкие кредитные ставки, невысокая инфляция.
Вполне закономерно, что резко сократится количество строек и число застройщиков, в целом. Это связано с тем, что найти до 40% от общей денежной суммы, необходимой на стройку, очень и очень не просто, даже опытным застройщикам. Так что с этой точки зрения рынок значительно опустеет. Эксперты полагают, что до 70% компаний могут уйти. Цены на квартиры взлетят. Казалось бы, зато обманутых дольщиков больше не будет. Дорого, сложно, зато честно – покупаешь готовое, никаких рисков. Но это не факт. У многих горожан просто нет денег на столь дорогую покупку, многие готовы рисковать и ждать ради сниженной стоимости. Поэтому, не исключено, что появятся новые незаконные схемы привлечения средств населения.
Что же делать?
Очевидно, что все догадки и предположения могут и не сбыться, но явно одно – если государство совершит резкий уход от долевого строительства, рынок недвижимости ожидает коллапс. Переход должен быть постепенным. Необходимо вызвать у банков заинтересованность в инвестировании и максимально ограничить возможность финансирования за счет граждан в ходе стройки. Сама идея – конечно, правильная, она гарантирует прозрачность сделок и переход к «цивилизованной» системе европейского рынка.С покупкой, продажей недвижимости, оформлением ипотеки на самых выгодных условиях вам поможет опытное агентство «ЗелЖилСервис». Мы подберем Вам объект, согласно вашим пожеланиям и финансовым возможностям, сопроводим сделку и убережем от мошеннических схем.
Назад в раздел